Составление домашней библиотеки

Составление домашней библиотеки

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

В процессе семейного чте­ния реализуется как психологическая, так и социальная фун­кции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входят социально значимые духовные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим ли­цом в этом общении является ребенок.

Совместное чтение детских книг поможет родителям за­кладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Сколько существует прекрасных произведений, стихов и рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сестрам и братьям (Я. Аким, А. Барто, В. Берестов, Е. Благинина, С. Мар­шак, Р. Погодин)!

Честность, совестливость, уважение к людям и себе, лю­бовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьей, отцом, матерью — все это ненавязчиво входит в созна­ние ребенка при чтении хороших книг. Наконец, книги, кото­рые выбирают взрослые, должны воспитывать у ребенка хоро­ший художественный вкус и развивать чувство прекрасного.

Ведь не секрет, что чтение — это процесс творческий, а читатель — великий творец. Значит, книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и книги для детей.

То есть должна быть домашняя библиотека, не просто набор книг, а именно библиотека. Тогда возникает вопрос, а есть ли «рецепты» составления домашней детской библиотеки?

Естественно, единственно верного, единого для всех спис­ка необходимых дома книг, который бы гарантировал форми­рование читателя из любого ребенка, быть не может. Однако определенные «рецепты» успешного формирования домашней детской библиотеки, наверное, все-таки существуют. Их ис­точники — родительские установки на воспитание в подрас­тающем поколении тех или иных положительных качеств и правильных представлений о мире, а также знания о том, как развивается ребенок, как постепенно формируется его пред­ставление об окружающем. Итак, стремление родителей вос­питать у своего ребенка такие качества характера, как доброта, честность, порядочность, такт, сформировать у него правильное представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо» определяют присутствие в нашей библиотеке таких книг, как народные сказки о животных и социально-бытовые, литера­турные сказки писателей XIX столетия:

К. Д. Ушинского, В. Ф. Одоевского, Л. Н. Толстого, В. И. Даля.

Рассказы, создан­ные детскими русскими писателями XX века

В. Драгунским, Н. Носовым, В. Осеевой и многими другими, тоже не потеряли своей актуальности — они учат честности, порядочности, уме­нию держать слово, верности, скромности. Эти качества и в наше время не потеряли ценности, а в нашей домашней, семей­ной жизни, пожалуй, стали цениться еще больше.

Для ребят постарше (примерно 5-6 лет) можно предложить басни И. А. Крылова, правда, чтение требует серьезного отно­шения родителей к содержанию басен: язык басен очень сло­жен, да и мораль (нравоучение в конце или начале басни) не всегда понятна ребенку, т. к. моральные и нравственные нор­мы только складываются у малыша.

Стремление развить в малыше познавательную активность («хочу все знать») останавливает наш выбор на самых раз­ных энциклопедических изданиях, которые так любят совре­менные дети. Однако не стоит забывать о таких бесценных с точки зрения развития пытливости, любознательности ре­бенка литературных произведениях, как «Городок в таба­керке» В.Ф.Одоевского и ему подобных, погружающих читателя в волшебный, сказочный мир механизмов, расте­ний и животных (рассказы и сказки о природе В. Бианки, Н. Павловой, С.Сахарнова, Г. Снегирева и др.) или микроско­пических существ (например, «Петька-микроб» Г.Остера). Незаменимы для развития наблюдательности загадки, небы­лицы, которые приучают видеть признаки предметов, сопо­ставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме, ведь основным способом познания для малышей яв­ляется игра.

Желание научить любимое чадо смотреть на мир с улыб­кой, относиться к себе с достаточной долей самоиронии опре­деляет, наверное, самую любимую часть детской библиотеки —-игровую, «потешную» — это рассказы Н. Носова, стихи Д. Хармса, произведения Г.Остера и Э. Успенского, С. Маршака, С. Ми­халкова, Э.Мошковской и др. Шуточные, озорные стихи и сказ­ки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чув­ство юмора, а тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности, тонкости восприятия. Чувство юмора, остроумие формируется постепенно и основывается на внима­тельном отношении к миру, разумной самооценке, здравом смысле.

Таковы «три кита» современной домашней библиотеки: книги по социально-нравственному, общеинтеллектуальному и общекультурному развитию личности.

Для круга домашнего чтения рекомендуем следующий список литературы:

Аверченко А. Т. Рассказы из циклов «О маленьких для боль­ших», «Шалуны и ротозеи», «Дети».

Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цвето­чек.

Алексеев С. Циклы рассказов об истории Отечества.

 Андерсен Г. X. Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовоч­ка. Огниво. Соловей.

Андреев Л.Н. Петька на даче. Ангелочек. Кусака.

Астафьев В. Последний поклон (или Ода русскому огороду).

 Афанасьев В. Сказки.

Бажов П. П. Книга сказов «Малахитовая шкатулка». Ураль­ские сказы.

Белов В. Рассказы для детей.

Бианки В. В. Сказки и рассказы. Лесная газета. Руководство для игры в «Новеллино».

Библия для детей.

Богомолов В. М. Иван.

Брагин В. В стране дремучих трав.

Вагнер Н. П. Сказки кота Мурлыки.

Волков А. М. Волшебник Изумрудного города и др.

Габбе Т. Г. 1-2 пьесы-сказки. Переводы.

Гайдар А. П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Го­лубая чашка. Тимур и его команда и др.

Гарин-Михайловский Н. Г. Детство Темы. Исповедь отца. Алочка. Дворец Дима. Счастливый день. Волшебница Ашам. Хитрая девочка. Счастье. Попугай. Черный принц.

Гаршин В. М. Attalea princes. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о гордом Аггее.

Гауф В. Калиф-аист. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце.

Горький А. М. Детство. Утро. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку-дурачка. Яшка. Дед Архип и Ленька. Валашская сказка. Сказки об Италии (Заветы ры­бака. Пепе. Сердце матери. Симплонский туннель).

Гофман Э. Т. А. Щелкунчик, или Мышиный король.

Григорович Д. В. Гуттаперчевый мальчик.

Гримм Я. и В. Сказки.

Гринвуд Д. Маленький оборвыш.

Гюго В. Козетта. Гаврош.

Даль В. Словарь пословиц русского народа.

Дж. Родари. Чипполино.

Драгунский В. Денискины рассказы.

Ершов П. П. Конек-Горбунок.

Житков Б. С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма. Про слона. Про волка. Про обезьянку. Что я видел. Пудя. Как я ловил человечков и др.

Жуковский В. А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпановое дерево. Стихи.

Жюль Верн. Дети капитана Гранта.

Заходер Б. Стихи, переводы, сказки.

Зощенко М. М. Рассказы из циклов «Умные животные», «Cмешные рассказы», «Леля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве».

Ильин М. М. Рассказы о вещах. Рассказы о том, что тебя окружает.

Каверин В. А. О веселом трубочисте и мастере Золотые руки. Летающий мальчик. Немухинские музыканты. Два капитана.

Карамзин Н. М. Илья Муромец. Дремучий лес. Евгений и Юлия.

Катаев В. П. Цветик-семицветик. Дудочка и кувшинчик.

Белеет парус одинокий. Сын полка. Киплинг Д. Книга джунглей.

Коваль Ю. И. Недопесок. Самая легкая лодка в мире и др.

Короленко В. Г. Дети подземелья. Слепой музыкант.

Куприн А. И. Белый пудель. Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. В зверинце. Ю-ю. Синяя звезда. Четверо нищих.

Кэрролл Л. Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье.

Лагерлеф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды

о Христе.

Лагин Л. И. Старик Хоттабыч.

Линдгрен А. Трилогия о Карлсоне. Пеппи Длинный чулок.

Лондон Д. Белый клык.

Льюис К. Хроники Нарнии.

Мало Т. Без семьи.

Мамин-Сибиряк Д. Н. Зимовье на Студеной. Приемыш. Емеля-охотник. Серая Шейка. Богач и Еремка. Вертел. Алёнушкины сказки.

Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий.

Маршак С. Я. Теремок, другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы. Литературно-критические статьи о детской литературе.

Маяковский В. В. Стихи для детей в школьном изучении.

Милн А. Винни-Пух и все-все-все.

Митяев А. В. Героические страницы истории родины IX-XVIII веков (или Рассказы о русском флоте).

 Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

Михалков С. В. Стихи и пьесы для детей. Басни.

Некрасов А. С. Капитан Врунгель.

Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Генерал Топтыгин. Крестьянские дети. Стихи.

Носов Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса. Юмористические рассказы и повести для детей.

Одоевский В. Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Индий­ская сказка о четырех глухих. Царь-девица. Столяр. Игоша.

Олеша Ю. К. Три толстяка.

Панькин И. Легенды о мастере Тычке.

Перро Ш. Сказки.

Писахов С. Ледяная колокольня (3-4 сказки).

Погорелъский А. Черная курица, или Подземные жители.

 Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. За­болоцкий.

Пришвин М. М. Лисичкин хлеб. Золотой луг (по выбору). Бе­рестяная трубочка. Сказка-быль «Кладовая солнца».

ПушкинА. С. Все сказки, поэма «Руслан и Людмила».

Распутин В. Рудольфио. Уроки французского.

Ремизов А. М. Посолонь.

Русские народные сказки (3-4 каждого жанра).

Сахарнов С. В. Разноцветное море.

Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки.

Свирский А.И. Рыжик.

 Сент-Экзюпери А. Маленький принц.

Сказание про храброго витязя про Бову Королевича.

Сказка о сыне волшебника и о трех талисманах.

 Сказки народов мира (7-10).

Станюкович К. М. Человек за бортом. Севастопольский маль­чик. Максимка, Нянька и др.

Толстой А. Н. Сорочьи сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключе­ния Буратино. Фантастические повести.

Толстой Л. Н. Детство. Азбука. Кавказский пленник.

Тургенев И. С. Бежин луг. Певцы. Муму. Воробей.

Уайльд О. Счастливый принц. Соловей и роза. Рыбак и его Душа. Мальчик-Звезда.

Успенский Э. Стихи и сказки.

Ушинский К. Д. Два плуга. Охотник до сказок. Не ладно скро­ен, да крепко сшит. Лиса и козел. Плутишка кот.

Фрэнк Баум. Мудрец из страны Оз.

 Хью Лофтинг. Доктор Дулитл.

Чарская Л. Сказки и стихи.

Чарушин Е. И., Скребицкий Г., Сладков Н. И., Паустовский К., Чаплина В. 2-3 произведения каждого автора по выбору.

Чехов А. П. Ванька. Мальчики. Детвора. Спать хочется. Каштанка. Белолобый. Володя. Беглец. Событие.

Чуковский К. И. Стихотворные сказки. Доктор Айболит (в прозе).

Шварц Е. Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассе­янный волшебник. Два клена. Красная Шапочка. Снеж­ная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкно­венное чудо.

Шергин Б. Сказы о Шише.

Шим Э. Ю. Рассказы и сказки.

Шмелев И. Рассказы. Лето Господне.

Учитель – логопед: Кряквина О.П.

Cогласие на обработку персональных данных

Настоящим, я (далее — Лицо), даю свое согласие компании «Частное образовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа „Родник“» (далее — Компания) на обработку своих персональных данных, указанных при оформлении заявки на сайте Компании для обработки моего заказа, заявки или любого другого способа обращения в Компанию (далее Заказ), и коммуникации со мной в рамках обработки моего Заказа, а также иных сопряженных с этим целей в рамках действующего законодательства РФ и технических возможностей Компании.

Обработка персональных данных Лица может осуществляться с помощью средств автоматизации и/или без использования средств автоматизации в соответствии с действующим законодательством РФ и положениями Компании. Настоящее согласие Лица на обработку его/ее персональных данных, указанных при оформлении Заказа на сайте Компании, направляемых (заполненных) с использованием настоящего сайта, действует с момента оформления Заказа на сайте Компании до момента его отзыва. Согласие на обработку персональных данных, указанных при оформлении Заказа на сайте Компании, направляемых (заполненных) с использованием настоящего сайта, может быть отозвано Лицом при подаче письменного заявления (отзыва) в Компанию. Обработка персональных данных Лица прекращается в течение 2 месяцев с момента получения Компанией письменного заявления (отзыва) Лица и/или в случае достижения цели обработки и уничтожается в срок и на условиях, установленных законом, если не предусмотрено иное. Обезличенные персональные данные Лица могут использоваться Компанией в статистических (и иных исследовательских целях) после получения заявления (отзыва) согласия, а также после достижения целей, для которых настоящее согласие было получено.

Данный сайт позволяет Компании получать информацию, содержащую персональные данные Лица, а именно фамилию, имя, отчество, контактный телефон, адрес электронной почты, а также другие персональные данные, которые могут использоваться для идентификации Лица («Ваши персональные данные»), в случае, если Лицо добровольно предоставляет ее компании.

Лицо дает согласие Компании на обработку своих персональных данных, а именно: фамилии, имени, отчества, контактного телефона, адреса электронной почты, а также всех персональных данных, которые необходимы для связи с Лицом и оформление договора на оказание информационных услуг.

В целях исполнения обязательств по договору Лицо предоставляет Компании право осуществлять любые действия (операции) со своими персональными данными без ограничения: сбор, запись, учет, систематизацию, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, накопление, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение; использование в статистических целях, в целях проведения анализа, в целях информирования Лица (с передачей по SMS или электронной почтой) о продуктах и услугах Компании, а также осуществлять любые иные действия с учетом действующего законодательства.

Правила конфиденциальности

Любая иная информация, передаваемая Лицом в связи с посещением сайта («Иная информация», которая не является персональными данными Лица и не может использоваться для идентификации Лица) может включаться в базы данных, которые принадлежат Компании или ее представителям. Компания сохраняет все права на эти базы данных и информацию, которая в них хранится. «Иная информация» может включать IP-адрес Лица и прочую информацию, собираемую посредством cookie-файлов (см. ниже).

Данный сайт может использовать технологию, известную как cookie-файл. Сookie-файл — это сообщение, которое веб-сервер высылает на компьютер Лица, когда Лицо заходит на сайт. При повторном посещении, сайт проверяет, имеется ли на компьютере Лица один из сookie-файлов, принадлежащих сайту. Такие Cookie-файлы увеличивают функциональность сайта и помогают Компании более точно анализировать, как используется сайт.

Данный сайт использует адреса Интернет-протокола (IP). IP-адрес — это номер, присваиваемый компьютеру Интернет-провайдером для доступа к Интернету. Обычно IP-адрес изменяется всякий раз, когда Лицо входит в Интернет (это «динамичный» адрес). Тем не менее, если используется высокоскоростное соединение, в зависимости от обстоятельств, возможно, что IP-адрес или даже cookie-файл, который использует Компания, содержит идентифицируемую информацию. Это происходит потому, что при некоторых видах высокоскоростного соединения IP-адрес Лица не изменяется («статичен») и может ассоциироваться с компьютером Лица. Компания использует IP-адрес Лица для сообщения общей информации по использованию сайта, а также для его доработки.

Данный сайт использует технологию для определения местоположения Лица.

Лицо обязано покинуть данный сайт, если не хочет, чтобы вышеперечисленные данные (cookie-файлы, данные об IP-адресе и местоположении) обрабатывались.

Данный сайт не предназначен для лиц моложе 18 лет. Компания не собирает персональные данные лиц, которые по имеющейся у Компании информации не достигли 18-летнего возраста. На данном сайте, где собирается информация, используется стандартное шифрование протокола защиты информации (SSL). Тем не менее, чтобы воспользоваться этой опцией, браузер должен поддерживать криптографическое закрытие (начиная с версии Internet Explorer 3.0 и далее).

Компания оставляет за собой право предоставлять информацию государственным органам при соответствующих запросах или в случаях, предусмотренных законодательством.

Для удаления информации о Лице из контактных списков Компании, необходимо обращаться по адресу регистрации компании или электронной почте.

Лицо может продолжать получать материалы, пока ведется обновление наших списков. Периодически Правила конфиденциальности веб-сайта могут обновляться. После обновления данные правила будут доступны на настоящей странице.