Родителям

 

ПОГОВОРИМ ОБ АГРЕССИИ.

  Ребенку в раннем дошкольном возрасте присуща определенная агрессивность. Мы должны ожидать ее проявления и

даже рассчитывать на нее, чтобы быть готовыми адекватно отреагировать на ситуацию.

Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные стороны. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным или безвольным. Разумеется, нам важно поощрять развитие положительных сторон агрессии и препятствовать ее отрицательным проявлениям.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей. Мы, взрослые, порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Неспособность управлять своими побуждениями и желаниями и неумение контролировать их усложняет жизнь ребенка. Например, возникшие одновременно чувства голода и усталости могут стать причиной гнева и раздражения. Одним словом, ребенку часто приходится страдать от огорчения. И, плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянному, гневному протесту.

Агрессивность складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Все это совершенно нормально и, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» в общении с агрессивным ребенком.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности у вашего ребенка – проявлять к нему любовь. Мы любим своих детей, но далеко не всегда проявляем нашу любовь столь очевидно, чтобы малыши почувствовали ее (ребенок, например, не ощущает нашей нежности, когда мы энергично отмываем ему уши)

Если ваш ребенок ведет себя агрессивно:

¨     Остановите занесенную для удара руку малыша, удержите за плечи и твердо скажите «Нельзя!»

¨     Отвлеките внимание малыша интересной игрушкой или каким-нибудь занятием

¨     Используйте мягкое физическое манипулирование (спокойно возьмите ребенка на руки и унесите его с места конфликта)

¨     Создайте ситуацию, чтобы ребенок мог перенести свой гнев на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики и т.п.)

¨     Учите его выражать гнев словами, в вежливой форме (называть свои отрицательные эмоции: «Я злюсь», «Я сержусь»)

 Несколько слов о наказании агрессивных детей

¨     Не подавляйте агрессию ребенка с позиции силы, не отвечайте на нее вспышками собственного гнева: ребенок усвоит эти форма поведения и будет применять их в будущем

¨     Наказывая ребенка, не унижайте его и не угрожайте ему

¨     Не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку в моменты приступа его агрессии – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат ребенка

 


Методы взаимодействия

с агрессивным ребенком

в конкретных ситуациях при

физической агрессии:

 

При проявлении физической агрессии тактика взаимодействия с детьми представляет собой приемы, «время жизни» которых составляет

от 2 – 3 до 8 – 10 минут.

  • Если ребенка нельзя отвлечь и нападение вот-вот состоится, наилучшей реакцией взрослого будет отвести руку ребенка или удержать его за плечи. При этом нужно резко сказать ребенку «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, он может окликом остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки непозволительны.
  • Резкое слово агрессивному ребенку и благосклонное внимание пострадавшему могут явно показать ребенку, что он проигрывает от последствий своего поведения (конечно, очень важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием.)
  • Не стоит принуждать ребенка к извинению – некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.
  • Необходимо стимулировать гуманные чувства у агрессивного ребенка по отношению к жертве, обиженному («Саша, я вижу, что ты очень добрый мальчик и тебе на самом деле жалко…», «Ты так хорошо умеешь помогать другим…»)
  • Стратегия на осознание. Это стратегия взрослого на понимание причин, ближайших и отдаленных последствий поведения агрессивного ребенка («Ты стукнул Витю потому, что…, а еще почему…?»)
  • Стратегия отреагирования. Взрослый стремиться организовать такую ситуацию, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас», например, взрослый может предложить ребенку «Ты сейчас злишься. Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!» и т.п.
  • Стратегия переключения. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются взрослым как средство переключения ребенка на иное состояние или поведение.
  • Положительное подкрепление – поощрение агрессивного ребенка в случае торможения, задержки его агрессивного поведения по отношению к другим детям. («Я знаю, ты хотел стукнуть, но сдержался. Молодец!»)
  • Отрицательное подкрепление – применение к ребенку санкций в случае проявления агрессивного поведения. Например, можно ограничить игровую активность ребенка-агрессора («Кто обидно других называет, тот в игре ход попускает» и т.п.)
  • Стимуляция чувстваюмора у агрессивного ребенка к собственному состоянию или состоянию другого («Тебе неловко, что ты обидел Иру? Или ловко?»)
  • Стимуляция телесного контакта путем прикосновений, рукопожатий, поглаживания ребенка (взять за плечи, обнять, спросить о случившемся, сказать что-нибудь хорошее и т.п.)
  • Агрессивному и пострадавшему ребенку взрослый может предложить взяться за руки и помириться под считалку: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться» и т.п.

 

Почему дети в одной семье постоянно ссорятся 

и что с этим делать?

 

page-0001

page-0002

page-0003

page-0004

page-0005

page-0006

page-0007

 


 

Как правильно разговаривать сребенком

 

ОБЯЗАТЕЛЬНО ГОВОРИТЕ ЭТО ДЕТЯМ!

1

2

3

4

5

6

8

 


 

ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ: ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?


Главный страх всех родителей — в том, что их ребёнок может оказаться в опасности. Мы с первых дней пытаемся максимально оградить его от любых проблем и всеми возможными способами оберегаем от неприятностей.

Первая реакция, если вашего ребёнка обижают, — спасти, защитить, наказать виноватых. Но всегда ли стоит вмешиваться в детские конфликты?



Мы с умилением наблюдаем, как ребёнок растёт, заводит первых друзей, учится кататься на велосипедах с соседскими мальчишками — и всё это время неустанно беспокоимся о его здоровье, психическом и физическом. Когда же мы узнаём о разногласиях своего ребенка с другими детьми, первой мыслью проскакивает: «Бежать и спасать! Найти и наказать обидчика!» Но такие действия не всегда правильны, а в будущем могут даже навредить. А что же тогда делать?

Говорить, но не помогать.

В любой конфликтной ситуации стоит позволить ребёнку решать проблемы самостоятельно. Сохраняйте выжидательную позицию, но будьте вовлечены в процесс: спрашивайте, интересуйтесь, поддерживайте. Во время разговора ребёнку должно быть комфортно и не страшно рассказать вам, что произошло. И он, например, не знает, как ему быть и что делать.

Часто, к сожалению, ситуация складывается так, что ребёнок стесняется или стыдится говорить, что его кто-то обидел.

В таком случае нужно самостоятельно начать разговор, чтобы у вас было полное понимание происходящего. Когда вы разобрались в сути и поняли, что угроза жизни и здоровью ребенка отсутствует, выберите наблюдательную позицию: просто ждите. Дайте ребенку возможность решить проблему самостоятельно.

Безусловно, он должен понимать, что родители готовы в любой момент прийти на помощь. В такой ситуации можно сказать: «Я с тобой, ты можешь рассчитывать на меня, но, мне кажется, ты достаточно взрослый, чтобы решить эту проблему самому». Так вы формируете авторитет ребёнка в собственных глазах, помогаете ему стать увереннее, даёте понять, что уважаете его. Кроме того, ребёнок должен понимать, что вам важно его мнение, даже если ему только исполнилось 4 года.

Дать возможность быть самостоятельным.

Любой конфликт помогает развить самостоятельность. В будущем у ребёнка не должно быть желания прятаться «за мамину юбку» при возникновении конфликтной ситуации. Если в 10 лет такая ситуация нормальна и понятна, то когда мальчик достигает 35 лет, это уже выглядит странно, согласитесь.

Взрослый инфантилизм идёт из детства: решения за ребёнка принимались родителями, любые проблемы обсуждались без его участия, ему никогда не давали возможность проявить себя и свой характер. В начале ребенок в замешательстве, что ему не дают выразить свои чувства и отношение к проблеме, а затем он воспринимает такую ситуацию как данность и действует по уже сложившейся схеме поведения: мне помогут решить любую сложную ситуацию, поэтому зачем мне что-то делать.

А если конфликт угрожает здоровью?

В этом случае, конечно, проблема требует вашего вмешательства. Конфликты могут быть разными, а границы дозволенного у семей разнятся. Если оппонент ребенка позволяет себе физический контакт, ввязывается в драку, в таком случае вмешательство родителей обязательно.

Это могут быть разговоры с классным руководителем, воспитателем — с кем угодно, лишь бы ваш ребёнок был в безопасности. Естественно, нужно также связаться с родителями обидчика, потому что вам самим вряд ли получится донести до него мысль, что он не прав. Это должен сделать человек, которому он доверяет.

Драки, кулаки и перепалки — не способ разрешения конфликта, однако некоторые родители считают их допустимыми в детском возрасте

Важно донести до взрослых, что вы не разделяете их методы воспитания и не хотите, чтобы ваш ребёнок принимал в них участия. Воспринимайте детские проблемы всерьёз.

Наверняка, суть проблемы между детьми может показаться вам наивной и несерьезной. Но всегда держите в голове, что для него это может быть первым столкновением с реальностью: он воспринимает любое разногласие максимально серьёзно, ведь для него это новый опыт, новые эмоции.

В конфликтных ситуациях такого рода, как правило, невозможно найти правых и виноватых, поэтому постарайтесь научить его находить компромисс, с уважением относиться к чужому мнению, которое может не совпадать с его, аргументированно доносить свою позицию. Этот конфликт поможет научить его важным качествам и моделям поведения, которые он сможет интегрировать в дальнейшую жизнь.

Главное помнить, что ребёнок — это личность, пусть и с не такими глобальными проблемами, как у взрослых. Но он должен научиться решать спорные ситуации: чем раньше, тем лучше. Решить, договориться, найти компромисс — не думайте, что если ребёнку 10, то он не в состоянии разрулить проблему.

Где границы, переступив которые необходимо родительское вмешательство? Прямая угроза жизни и здоровью ребёнка! И вот тут уже вся самостоятельность и дипломатические способности должны отойти на второй план. Разговоры с воспитателями, педагогами, родителями маленького оппонента, все способы, хороши, если помогут сохранить здоровье и спокойствие нервной системы как вашей, так и ребенка.

 


 

РАЗНАЯ ПОХВАЛА: КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ ПОДЕЛКИ РЕБЕНКА

Рисунок, аппликация, поделка из пластилина. Ребенок обязательно показывает взрослым свои работы. И родители, в свою очередь, обычно активно откликаются, восхищаясь работой ребенка. Типичный ответ таков: «Как красиво! Какой(ая) ты молодец! Просто замечательно!».

Что стоит за этими словами? В первую очередь родители хотят, чтобы инициатива ребенка поощрялась. Похвала же способствует тому, что ребенок и дальше старается что-то сделать. Это одна сторона похвалы. А теперь посмотрим на обратную сторону.

Ребенок получил удовольствие и старается снова и снова получить похвалу. Но это не так-то просто. Сначала нужно нарисовать рисунок и только потом рисунок оценят. А рисовать долго. И ребенок быстренько рисует «каляку-маляку» и несет показывать взрослому. И снова получает поощрение. Только в первом случае ребенок старался, а во втором – нет. А похвалу получил одинаковой интенсивности. Бывает еще и так, что ребенок рисует один рисунок за другим и буквально каждые три минуты подбегает к взрослому, который раз за разом искусственно восклицает: «Как хорошо! Как красиво!». Мало того, взрослый порой бросает лишь беглый взгляд и повторяет дежурные слова. И тогда ребенку уже не важно, что он сделал. Он просто делает что-нибудь, чтобы услышать приятные слова.

В такой похвале очень мало ценности. Ведь в реальности содержание деятельности ребенка не очень интересно родителю и ребенок не получает полноценной обратной связи.

Как же похвалить ребенка?

Лучше всего, обсуждая работу ребенка.. А именно, описать то, что сделал ребенок, найти какие-то особенности именно этой работы. И важно не оценивать ни ребенка, ни результат его работы.

Например, вы видите рисунок, на котором нарисован домик и девочка. Вы можете сказать примерно следующее:

 «Ты нарисовала домик и девочку. Домик желтый. Он очень аккуратно раскрашен. А у девочки розовое платье, как у тебя. Вот это дерево около дома, оно прямо как живое получилось. Кажется, что ветерок шевелит листья. И много цветов на рисунке. Все они яркие, разноцветные. Очень жизнерадостный рисунок. У меня улучшается настроение, когда я на него смотрю».

Что говорит взрослый? Он не только описывает рисунок, он говорит гораздо большее. Он говорит: «Я вижу тебя, я вижу твой рисунок, я внимателен к тебе и ты мне интересен. Мне интересен твой внутренний мир и содержание твоей работы».

   Если мы говорим, что рисунок красивый, значит, подразумевается, что другой рисунок может быть «не красивым». И тогда ребенок всеми силами старается соответствовать и рисовать именно красивые рисунки. А ведь творчество безгранично и иногда важнее нарисовать что страшное, нежели прекрасное.

   Например, ребенок может рисовать свои страхи, обиды, гнев, злость, раздражение. И в этом случае слова взрослого о красоте рисунка скорее будут звучать как непонимание ребенка, и даже пренебрежение к его внутреннему миру.

    Так, трудно назвать красивым рисунок, если ребенок приносит вам лист, почти целиком замазанный краской. Правда?

     В этом случае взрослому лучше  сказать, например так : «На этом рисунке много черного (зеленого, красного). Кажется, тебе хотелось все зарисовать». Такие слова дают возможность ребенку почувствовать принятие со стороны взрослого.

Давайте стараться не только хвалить работы ребенка, но и видеть их!

 


 

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg

 

 

Краткое руководство для заботливых родителей 

«Как сохранить эмоциональное благополучие ребенка»

 

B7zk8 nlAgA

  

 dehbkE-qacI

 

fjzz8WGAL g

 

lvmJ4EfSemE

 

mNHCuHTxJMs

 

q5usIWkf4gY

 

SfSqJJO8oAo

 

tUe1E3Hh8ew

 

© Яблочкина Марина Анатольевна, психолог

 

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников

 

"Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев..."

В.А. Сухомлинский

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления.

При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированноститонких движений пальцев рук.

 Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.

Развитие моторики ведет за собой развитие речи.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

О том, как и каким образом необходимо развивать мелкую моторику мои дорогие читатели, мы поговорим в следующий раз.

Учитель – логопед: Кряквина О.П.  

 

 

 

КОМУ НУЖНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ?

КАК РОДИТЕЛЯМ ОПРЕДЕЛИТЬ,

НУЖЕН ИМ ЛОГОПЕД ИЛИ НЕТ?

Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

Если ребёнок не выговаривает простые звуки, речь нечёткая, слова проглатываются;

Заменяется один звук на другой;

Знает мало слов относительно своего возраста;

В 2- 3 года использует много «своих» слов и мало правильных;

Ребёнок всё понимает, но по каким- то причинам не желает говорить;

Если после 4 – 5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль», вместо «пил» и т.д.;

Если есть запинки, заикание, повторение, тем более частое;

Если есть проблемы с запоминанием и пересказом;

В словах, буквы и слоги меняются местами;

К 7 годам заметны проблемы с письмом.

Дорогие родители, будьте внимательны к своим детям. Своевременное обращение к специалистам, облегчает процесс усвоения программного материала детьми. Обеспечивает успешность ребёнка в школьной жизни.

Учитель-логопед Кряквина О.П.

 


Учим ребёнка ориентироваться в пространстве.

     Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и пере­мещения предметов относительно друг друга и собствен­ного тела. Они играют значительную роль во взаимодей­ствии человека с окружающей средой и служат необхо­димым условием ориентировки в ней.

      У дошкольников часто наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». Кроме того, дети испытывают трудности при использовании при­лагательных «широкий — узкий», «толстый — тонкий». Они заме­няются обозначениями «боль­шой» или «маленький» («широкая река — большая река», «тонкий стебелек — маленький стебелек»).

     Если ребенок не овладеет умением анализировать взаимное расположение предметов в пространстве, то ему будет сложно запомнить правильное начертание букв, ориентироваться на листе бумаги.

     Желательно, чтобы родители чаще спрашивали о том, что ребенок видит справа или слева от себя, какой формы предмет, который он держит в руках, употребляли в своей речи слова «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий» и требовали того же от ребенка.

     Для начала проверьте, знает ли ребенок и может ли правильно назвать части тела.Попросите ребенка назвать, нарисовать геометрические фигуры, затем спросите, что бывает круглым, овальным и т.д. Попросите определить форму предметов, находящихся в комнате.

     Вокруг нас много предметов, которые отличаются не только по форме, но и самыми разными признаками. Отыщите такие предметы и сравните их, старайтесь употреблять точные прилагательные (высокий - низкий, длинный - короткий, легкий – тяжелый, а не только большой-маленький.)

     Если ребенок нарисовал картинку, предложите дорисовать какие-либо детали, точно укажите их местоположение на рисунке (над высокой елью, между елью и кустом и т.д.)

     Полезны такие игры как пазлы, мозаика, конструктор, особенно, если ребенок делает постройку по предложенной схеме, плану.

     Помогите ребенку нарисовать план комнаты или всей квартиры. Потом можно и поиграть. Спрячьте игрушку, а на плане отметьте ее местонахождение, пусть ребенок ее найдет. 

Учитель-логопед Кряквина О.П.